Сталевары
«Ladies`Night» на арендованной сцене театра «Сатирикон»


Два часа сорок минут – почти невозможная продолжительность спектакля, когда речь заходит об антрепризе. Сейчас и в театральных академиях стараются избежать антракта и весь разговор со зрителем, всю философию и психологическую глубину и достоверность уместить в час тридцать, максимум – в час пятьдесят. Тем не менее, именно два часа сорок минут, с одним антрактом длится спектакль «Независимого театрального проекта» «Ladies`Night. Только для женщин», премьеру которого в минувший уик-энд сыграли на арендованной сцене театра «Сатирикон».
Мужская история, - уточняет программка. Производственная драма, - определил жанр режиссер спектакля Виктор Шамиров.
Шамиров, по крайней мере дважды вводивший в заблуждение читателей и зрителей, обращаясь к сочинениям никому не ведомых авторов, а на самом деле бравшийся за постановку собственных пьес, в данном случае вроде бы вне подозрений: и хотя в Москве едва ли найдутся знатоки творчества новозеландцев Энтони Маккартни и Стефана Сиклера, а также француза Жана Коллара, которые значатся авторами пьесы, написанная ими комедия имеет успех и даже, говорят, стала основой фильма. Да и имя переводчицы, Ирины Прохоровой, - косвенное свидетельство в пользу наличия франкоязычного источника.
«Ladies`Night» – самая настоящая производственная пьеса. Только очень смешная. Ее герои – сталевары, вдруг лишившиеся работы, поскольку закрылся их металлургический комбинат. И давние приятели по привычке собираются по вечерам в баре, и спорят о том, кем работать им и чем заниматься. Случайно подвернувшееся объявление разом меняет все: они решают выступать в мужском стриптизе
Короткое изложение сюжета плохо передает суть происходящего. Важно ведь, что речь о вполне добропорядочных металлургах, среди которых есть и вполне еще молодые, а есть уже и зрелые, успевшие обзавестись семьей и теперь угнетенные необходимостью жить на иждивении жены. Что все они – обыкновенные мужики, люди простодушные, вообще – простые, презрительно относящиеся ко всяким «компромиссам» в сексуальной жизни, а представителей сексуальных меньшинств именуют не иначе, как «пидорами» (житейские предрассудки им свойственны и в других областях: Барри – Дмитрий Марьянов не раз повторяет, что в бедах его жизни, как и во всех прочих грехах виноваты «масоны, черножопые и евреи»).
Наверное, можно было бы пофантазировать: мол, такая пьеса хорошо бы смотрелась в паре с теми, старыми, правильными «Сталеварами», которые шли на мхатовской сцене, где построили настоящие мартеновские печи, а злые языки шутили на тему вторичного использования выплавленной в тех печах металла. Но – увы: тогда невозможно было появление на отечественной сцене пьесы про «металлургический» стриптиз, а сейчас вряд ли кого можно было бы заманить на «Сталеваров», не потерявших своих рабочих мест.
Всему – свое время.
Шесть героев – Грег (Гоша Куценко), Норман (Марат Башаров), Барри (Дмитрий Марьянов), Весли (Эвклид Кюрдзидис), Кевин (Павел Сборщиков), Грехем (Валерий Яременко). Шесть характеров. Почти о каждом можно было бы сказать несколько добрых слов. Даже засветившийся во всех отечественных триллерах, драмах и фильмах в жанре «экшн» (и почти везде одинаковый) Гоша Куценко оказывается здесь кстати и играет хорошо, смешно.
В антракте никто не уходит. Во-первых, публика ждет обещанный в финале мужской стриптиз (в программке ожидания поддержаны именем Игоря Оршуляка, который назван постановщиком стрип-шоу). Во-вторых, весело. Если искать какие-то культурные аналогии, то больше всего компания металлургов в своей борьбе за чистоту жанра напоминает муки доморощенных актеров из шекспировского «Сна в летнюю ночь», мирных крестьян, вдруг взявшихся сыграть аллегорическую драму.
Были ли скучные места? Были. Такие, до которых, казалось, не добрались режиссерские руки, сцены, которые отданы на откуп актерам. И которые при этом легко «проматывались» - точно в ускоренном режиме. Видно было, что сами актеры с удовольствием играли в эту игру: игру в сталеваров, игру в стриптиз, игру с залом, который пришел на стриптиз, но как бы и в театр, то есть – по серьезному делу… Марат Башаров-Норман, поначалу не узнанный, длинноволосый хиппи, который во всех своих делах ориентируется на маму и потому для своего номера приносит пластинку с любимой маминой песней. «Женщине нужна нежность прежде всего», - говорит он. А Барри-Дмитрий Марьянов придумывает номер с гитарой – номер про одинокого странника, который переезжает из города в город и отделяет плохих людей от хороших. И в этом номере, как и в других номерах его товарищей почти нет ни повода, ни пространства для раздевания…И зал покатывается со смеху, глядя, с каким напряжением собираются они перед телевизором и смотрят принесенную Грегом кассету с порнофильмом. Грег ходит кругами и успокаивает товарищей: «Ну, это в идеале. Мы должны к этому стремиться». И нерв Валерия Яременко, и всегдашняя энергичность Куценко тут оказываются кстати.
И если бы за дело не взялись профессионалы – Берни (Виктор Вержбицкий), владелец ночного заведения, и Гленда (Маргарита Шубина), в прошлом – танцовщица, наверное бы ничего, кроме смеха из этой затеи не вышло. И нечего было бы смотреть зрителям в последние полчаса спектакля (а вот за это спасибо надо сказать, наверное, уже упомянутому Игорю Оршуляку и режиссеру по пластике Татьяне Борисовой).
Надо признать: такого воодушевления зала в театре я не видел давно. Что говорить: такого воодушевления я вообще в театре не видел. На футболе – видел, в театре – нет. Сидевшие рядом добропорядочные с виду женщины средних лет к финалу совершенно потеряли контроль и кричали, требуя стриптиза «полной мерой». Актеры играли в опасную игру, и зал на эту игру «покупался», и брать такого зрителя можно было голыми руками. И голыми ногами, на чем настаивала публика.
Со стриптизом публику не обманули. Насколько это вообще возможно в театре, стриптиз был полным (хотя – справедливости ради! – первый мужской стриптиз был показан на тех же самых подмостках «Сатирикона» лет пятнадцать назад, на премьере «Служанок», в финальном дивертисменте). Надо отдать должное: актеры замечательно двигаются, были уместными даже в раздетом виде, а их игра с залом (такая коварная вещь!) построена весьма умело и деликатно. И еще. Спектакль «Только для женщин» сделан, мне показалось, с огромным уважением к женщинам, в каких-то мелочах, в деталях чувствовалось очень заботливое к ним отношение. Теплом проникаешься к режиссеру Виктору Шамирову, который взялся воплотить вечную мечту, как выясняется, не только русских женщин – увидеть мужчину настоящим героем, то есть не только в линялой майке и заношенных тренировочных штанах.

Григорий Заславский

http://www.zaslavsky.ru/rez/ladies.htm