Коварство гардеробщиков

Версия интервью на сайте "Театральный смотритель"



Ladies' Night как сумерки театра

Чтобы серьезно говорить о спектакле Ladies' Night, которым осчастливил публику «Независимый театральный проект» Эльшана Мамедова, для начала неплохо вспомнить две байки советского происхождения. Первая - про сталеваров, которые выходят на первомайскую демонстрацию с плакатом: «Наша сила - в наших плавках!». Вторая (чуть подлиннее) - про то, как колхоз «Красный путь» решил приобщиться к заграничной культуре стриптиза. Парторг и председатель, отбирая кандидаток, учли стаж, моральный облик и пр., и вот на промерзшей сцене сельского клуба под народную песню «Из-за острова на стрежень» советская крестьянка, ударница труда и мать-героиня, поеживаясь, начала сдирать с себя телогрейку, валенки, плюшевую поддевку и т.д. вплоть до сиреневого исподнего. «М-да, - сказал председатель парторгу, - может, я чего не понимаю, но объясни мне, Макарыч, чего эти буржуазные сволочи находят в этой стриптизьме?»
Вы будете смеяться, но Ladies' Night - это история о том, как неудовлетворенные жизнью новозеландские сталевары решили стать стриптизерами. Средний возраст, заурядная внешность, разнообразные комплексы неполноценности - все это им, разумеется, ни в коей степени не помешает. На чудесном, абсолютно неподготовленном и никак не объяснимом преображении строится эффектнейшая развязка: только что мы видели на сцене унылых, нервных и неказистых пивохлебов, и вдруг - пумф! бэнц! мур-ля-ля! Сверкает все, что может сверкать, клубы дыма и лучи лазера соединяются наиболее знакомым способом (постановщик стрип-шоу Игорь Оршуляк крепко знает свое дело и от добра добра не ищет) - и пятеро мужчин с невесть откуда взявшейся грацией... Ну, словом, всё, как описано в бессмертной комедии «Ревизор»: музыка играет, штандарт скачет. Жизнь течет в эмпиреях.
Тут-то и начинаешь осознавать ехидство гардеробщиков, которые перед началом спектакля с какой-то особенной учтивостью спрашивали: «Бинокль брать будете?» (и многие брали, причем не только дамы). О, коварные! - как замечательно подтвердилась истинность замусоленной фразы «театр начинается с вешалки».
Не только в бинокль - в лучший из телескопов Пулковской обсерватории никто не смог бы разглядеть у артистов ничего похожего на первичные половые признаки. Все прикрыто. Режиссер Виктор Шамиров очень быстро, умно и умело научился эксплуатировать новое свойство театральной публики: она приходит в восторг, когда ей что-то сулят, а потом нагло обманывают.
Обещают показать гениальную певицу - показывают бегемотиху с угасшим голосом. Обещают показать мюзикл, покоривший весь мир, - показывают грубо сделанную копию. Обещают показать ... - показывают кукиш, и все безумно счастливы: ах, какой наманикюренный кукиш нам показали!
Пьеса Ladies' Night написана в 1987 году двумя новозеландцами (Энтони Маккартен и Стефан Синклер) и одним уроженцем Экваториальной Африки (Жак Коллар), который, несмотря на рекомендации самого Хичкока, не сумел сделать актерскую карьеру в Голливуде. Напомню, что вторая половина 80-х - это всемирный шабаш т.н. «мультикультурализма» - эстетического движения под лозунгом «Долой всех этих мертвых белых европейцев!». «Мертвыми белыми европейцами» в те года равно считались Вергилий, Шекспир и Толстой, зато любой текст, написанный где-нибудь в Полинезии (а еще лучше надиктованный неграмотным автором) автоматически получал статус шедевра. Ни в коем случае не желая прослыть расистом, беру на себя смелость заявить, что пьеса Маккартена-Синклера-Коллара - сочинение рыхлое, бессмысленное и неостроумное. Премия «Мольер», присужденная ей в прошлом году французскими «мульти-культи», не мешает мне оставаться при собственном мнении. «Ты рассуждаешь, как настоящий старый вонючий козел, но ты прав!» - это что, смешно? Публика, однако, смеется. Ну-ну.
У нас в этом сезоне, как, впрочем, и в предыдущем, плохо удаются моноцентрические спектакли - такие, чтоб в сюжете наличествовал ярко выраженный герой и все вокруг него вертелось. Ужасны были Калигула (Театр на Малой Бронной) и Пушкин (Театр имени Ермоловой), совершенно невыразительным оказался Эраст Фандорин (РАМТ), довольно блекло выглядел Егор Глумов (Малый театр)... Лучшей премьерой года, покамест, являются «Египетские ночи» в «Мастерской Петра Фоменко» - спектакль, превращающий любую «личность» в предмет забавной и не всегда учтивой игры. Возможно, пора подумать, насколько девальвировано само понятие о «Я», как об уникальном, незаменимом, богоспасаемом существе.
Видите ли, какая штука: по-настоящему хороший актер Валерий Еременко играет в Ladies' Night роль некоего Грехема; вполне приличный артист Марат Башаров играет роль некоего Нормана. Качественно их игра совершенно ничем не отличается от игры актеров, никак мне не известных, - Сборщикова, Вержбицкого, Кюрдзидиса и пр. Я даже не осмеливаюсь сказать, кто из них более, кто менее талантлив. И ощущаю себя профессионально уязвленным.
Наиболее популярные художественные жанры вдалбливают в сегодняшнюю жизнь давно узнанную истину: незаменимых нет.
Нет такого человека, который был бы лучше предложенной ему работы. Да кто он таков, этот человек? Надо будет - у мартена постоит. Надо будет - трусы спустит. Надо будет - статью напишет. И так далее.
И только гардеробщики встречают нас у стойки, принимают пальто и вежливо спрашивают: «Бинокль не надо?..»

Александр Соколянский

http://www.smotr.ru/2002/2002_ladies.htm#vn